Как всем известно, время не стоит на месте, и библиотечная жизнь тоже имеет свои изменения, созвучные времени. Внедрение в практику информационных технологий и автоматизированных процессов отразилось на улучшении качества работы библиотеки. Хочется отметить особо, что эти улучшения ориентированы, прежде всего, на посетителей. Еще недавно, чтобы узнать о наличии книги, надо было идти в библиотеку или позвонить, а сегодня достаточно зайти на сайт библиотеки http://biblio.ukmpi.ru/ и войти в электронный каталог http://79.110.251.73/cgiopac/opacg/opac.exe. И сделать это можно в максимально комфортной обстановке для себя: в пути, на диване, на рабочем месте, на пикнике. Там, где вас застали мысли о книге и чтении и под рукой есть телефон или компьютер с выходом в Интернет.
Электронный каталог в Центральной районной библиотеке ведется с 2009 года. Сегодня он насчитывает 42461 запись. В отличие от карточных каталогов, наполненных каталожными бумажными карточками, электронный каталог имеет записи. Они формируются при помощи автоматизированной библиотечно-информационной системы ИРБИС.
Поиск в электронном каталоге нужной книги – очень увлекательное занятие. Например, мы ищем роман Захара Прилепина «Обитель». В базовый поиск вводим автора и заглавие книги и вот уже получаем ответ, содержащий библиографическое описание книги, краткую аннотацию произведения и перечень библиотек городского округа, где она есть (а есть она в Центральной районной библиотеке, Кунарской, Коменской, Ильинской библиотеках и библиотеке, расположенной в СК «Колорит»). Выбираете ближайшую по месту жительства и спешите туда, а спешить необходимо, потому что роман экранизируется и, после выхода на экран, на книгу будет большой спрос.
С 2009 года все новые книги отражаются в электронном каталоге. Постепенно идет процесс введения записей на ту часть книжного фонда, которая поступила ранее. Этот процесс называется ретроввод. На сегодняшний день в электронном каталоге отражено около 50 процентов от всего книжного фонда Центральной районной библиотеки. Работники отдела комплектования и обработки литературы очень стараются, чтобы этот процесс завершился как можно скорее и все книги были доступны для поиска в удаленном режиме.
Валова А.Е., редактор отдела комплектования и обработки литературы




Итак, уважаемые читатели, вы познакомились с каталогами. А чем же наполняются каталоги? Правильно, карточками. Карточка - это своеобразный документ книги, ее «паспорт». На каждую книгу печатается три карточки. Одна карточка – главная – изготавливается для учетного, генерального каталога, а две других – для алфавитного и систематического каталогов. В карточке фиксируются основные характеристики книги - автор, название, год и место издания, количество страниц, то есть сведения, помогающие идентифицировать конкретную книгу. Для читателя, например, весь пушкинский «Евгений Онегин» одинаков – произведение-то одно. Но для каталогов и карточек все «Онегины» разные, в зависимости от того, где, когда и кем издана эта книга. Соответственно, и карточек на это произведение будет несколько. Зачем такие подробности, спросите вы. «Онегин» - он и есть «Онегин», главное, чтобы он был в наличии. Но иногда читателя интересует конкретное издание - такого-то года, или такого-то издательства. Поэтому, не удивляйтесь, пользователи алфавитного и систематического каталогов, если вы встретите в каталожном ящике пять карточек на «Моонзунд» Пикуля, например. Благодаря карточкам, мы можем сказать, есть ли интересующая нас книга в фонде библиотеки. Если книга подлежит списанию – карточки изымаются из каталогов. Таковы наши каталожные карточки. Маленький кусочек картона - а какая ответственная у него роль!
Уважаемые читатели, сегодня вы узнаете, какие бывают каталоги, и зачем они нужны. В любой библиотеке огромное количество книг. На каждую поступившую в библиотеку книгу заводят каталожную карточку, куда вносят все сведения о книге. Собранные все вместе карточки, на все имеющиеся в библиотеке книги, составляют каталог. Каталоги бывают разные. В нашей библиотеке для свободного доступа читателей представлены три каталога: алфавитный, систематический и электронный.
Фонд справочной литературы является гордостью Центральной районной библиотеки. К справочным изданиям человек обращается в особых случаях: когда нужно уточнить какие-либо сведения или найти толкование определенного термина, получить краткую, обобщенную и достоверную информацию по тому или иному вопросу. Вселенная в алфавитном порядке – так в библиотеке называют энциклопедии, словари, справочники. В большинстве случаев, именно алфавит является основным принципом группировки информации. Однако, есть и такие издания, где терминологический ряд представлен в виде научно-познавательных статей. Такие издания можно читать в целях расширения кругозора.
Все запросы читателей делятся на три категории: в помощь профессиональной деятельности (например, «Экономический анализ использования природных ресурсов в бюджетных организациях»), в помощь учёбе (например, «Финансово-кредитная система России во второй половине 19 века»), личный интерес (например, «Оборудование кормушки для кур»). А выполненные справки делятся на четыре типа:
Что такое книжная выставка? Как правило, читатель, приходя в библиотеку, видит конечный результат, но мы приоткроем завесу тайны, расскажем, какие бывают выставки и как они поэтапно готовятся и оформляются. Выставочная работа - это одна из самых интересных и творческих видов деятельности в библиотеке. Итак, какие виды выставок бывают?
Самая известная в библиотеке профессия «библиотекарь», а вот слово «библиограф» не каждый, наверное, слышал. Что это за профессия? И для чего она нужна?




